Часто задаваемые вопросы и ответы на них

ЧТО СЧИТАЕТСЯ «ВЗЯТКОЙ»?

Закон определяет понятие «взятки» как коммерческий подкуп должностного лица. Предметом взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами.

КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ СЧИТАЮТСЯ ВЫМОГАТЕЛЬСТВОМ ВЗЯТКИ?
Вымогательство означает требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

ЧТО ТАКОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ?
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 №273— ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции— деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

КАКОВА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ?

Коррупция проявляется в совершении:

  • преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);
  • административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
  • дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;
  • запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).

За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


КОГО МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ ДОЛЖЕН УВЕДОМИТЬ О ФАКТАХ ОБРАЩЕНИЯ ВЦЕЛЯХ СКЛОНЕНИЯ ЕГО К СОВЕРШЕНИЮ КОРРУПЦИОННОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ?

В соответствии с Федеральным законом от 25декабря 2008 №273— ФЗ «О противодействии коррупции», муниципальный служащий обязан письменно уведомить представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

КТО ИЗМУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ ОБЯЗАН ПРЕДОСТАВЛЯТЬ СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА?

В соответствии с Федеральным законом от 2марта 2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан предоставлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Перечень соответствующих должностей муниципальной службы утверждается муниципальным нормативным правовым актом. В данный перечень включаются должности муниципальной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками.

В КАКОЙ СРОК МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА?


Муниципальные служащие, включенные в соответствующий перечень должностей, обязаны предоставлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, не позднее 30апреля года, следующего за отчетным.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ ОБЯЗАН ПРЕДОСТАВЛЯТЬ СВЕДЕНИЯ ОРАСХОДАХ?


В соответствии с Федеральным законом от 2марта 2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральным законом от25декабря 2008 №273— ФЗ«О противодействии коррупции», муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании Федерального закона от 03.12.2012г. №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», муниципальный служащий, включенный в соответствующий перечень, обязан ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и(или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее— отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) затри последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

КУДА СДАЮТСЯ ПОДАРКИ, ПОЛУЧЕННЫЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ СЛУЖАЩИМИ В СВЯЗИ С ПРОТОКОЛЬНЫМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ, СЛУЖЕБНЫМИ КОМАНДИРОВКАМИ И ДРУГИМИ ОФИЦИАЛЬНЫМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ?
В соответствии с Федеральным законом от 2марта 2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальный служащий не вправе получать в связи со своим должностным положением или в связи с исполнением им своих обязанностей вознаграждения в любой форме от физических, юридических лиц. Исключение устанавливается для подарков, полученных муниципальным служащим связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, в котором он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Муниципальный служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой или с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

КАКИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ НАЛАГАЮТСЯ НАГРАЖДАНИНА, ЗАМЕЩАВШЕГО ДОЛЖНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ, ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ИМ ТРУДОВОГО ИЛИ ГРАГРАЖДАНСКО— ПРАВОВОГО ДОГОВОРА?
В соответствии с Федеральным законом от25декабря 2008 №273— ФЗ «О противодействии коррупции», гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные обязанности муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Сообщить о проблеме

Предусмотрена ли уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве?

Такая ответственность предусмотрена.

Взятка может быть получена и дана через посредника (третье лицо). Посредником во взяточничестве является лицо, которое непосредственно получает или передает определенные ценности, заменяя тем самым взяткополучателя или взяткодателя. Действия посредника могут характеризоваться отсутствием личной заинтересованности и личной инициативы. Уголовная ответственность посредника во взяточничестве (соучастника деяния) в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 Уголовного кодекса РФ.

Если же третье лицо (посредник) получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи их должностному лицу в качестве взятки, но заведомо решает присвоить их, то содеянное им деяние квалифицируется как мошенничество. Действия владельца ценностей (взяткодателя) в таком случаи относятся к категории «покушение на дачу взятки».

ПАМЯТКА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
(если Вам предлагают взятку или у Вас вымогают взятку)

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой:

– получение взятки (ст. 290);
– и дача взятки (ст. 291).

Это две стороны одной преступной медали: если речь идет о взятке, это значит, что есть тот, кто получает взятку (взяткополучатель) и тот, кто ее дает (взяткодатель).

Получение взятки– одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

Дача взятки– преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия), либо предоставлению, получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе.

Взяткой могут быть:

Предметы– деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость.

Услуги и выгоды – лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

Завуалированная форма взятки – банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам, друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи, и книги, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т.д.

Кто может быть привлечен к уголовной ответственности за получение взятки?

Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо – представитель власти или чиновник, выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Представитель власти – это государственный или муниципальный чиновник любого ранга – сотрудник областной или городской администрации, мэрии, министерства или ведомства, любого государственного учреждения, правоохранительного органа, воинской части или военкомата, судья, прокурор, следователь, депутат законодательного органа и т.д.

Лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции – это начальник финансового и хозяйственного подразделения государственного и муниципального органа, ЖЭКа, РЭУ, член государственной экспертной, призывной или экзаменационной комиссии, директор или завуч школы, ректор ВУЗа и декан факультета и т.д.

Что такое подкуп?

«Взятка» лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих и некоммерческих предприятиях и организациях – директору, заместителю директора коммерческой фирмы или государственного унитарного предприятия, председателю и члену совета директоров акционерного общества, главе кооператива, руководителю общественного или религиозного объединения, фонда, некоммерческого партнерства, лидеру и руководящему функционеру политической партии и т.д. – в Уголовном кодексе Российской Федерации именуется коммерческим подкупом (ст. 204).

Наказание за взятку и коммерческий подкуп

Получение взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации, как более общественно опасное деяние, нежели дача взятки.

Получение взятки (ст. 290):

Вид преступления

Наказание

Если преступление совершено группой лиц по
предварительному сговору с вымогательством или
в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.)

– лишение свободы на срок от семи до
двенадцати лет со штрафом в размере до

одного млн. руб

Если преступление совершено лицом, занимающим
государственную должность Российской Федерации,
субъекта Российской Федерации, главой органа
местного самоуправления – федеральным министром,
членом Совета Федерации или депутатом
Государственной Думы, рядом других высших
должностных лиц, главой республики, губернатором, депутатом законодательного собрания, мэром города,
главой муниципального образования, судьей и т.д.

– лишение свободы на срок от пяти до

десяти лет.

Если взятка получена за незаконные действия (бездействие) должностного лица

– лишение свободы на срок от трех до

семи лет.

Если взятка получена за действия, которые входят в служебные полномочия должностного лица.

– лишение свободы на срок до пяти лет
– штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс.

руб. или штраф в размере дохода

осужденного от одного года до трех лет.

Дача взятки (ст. 291):

Вид преступления

Наказание

Если взятка дается должностному лицу лично или через посредника

– штраф в размере до 200 тыс. рублей
– штраф в размере заработной платы или иного дохода

за период до 18 месяцев
– исправительные работы на срок от одного года до

двух лет
– арест на срок от трех до шести месяцев
– лишение свободы на срок до трех лет.

Если взятка дается должностному лицу
за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие)

– штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей
– штраф в размере заработной платы или иного дохода

за период от одного года до трех лет
– лишение свободы на срок до восьми лет.

Коммерческий подкуп (ст. 204):

Вид преступления

Наказание

Если преступление совершено одним
лицом без вымогательства

– лишение свободы на срок до трех лет;
– ограничение свободы на срок до трех лет;
– штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или

штраф в размере дохода осужденного за период от

одного года до двух лет;
– лишение права занимать определенные должности

или заниматься определенной деятельностью на срок

до двух лет.

Если преступление совершено группой
лиц по предварительному сговору или сопряжено с вымогательством

– лишение свободы на срок до пяти лет;
– штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или

штраф в размере дохода осужденного за период от

одного года до трех лет;
– лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Взятка или подкуп через посредника

Взятка нередко дается и берется через посредников— подчиненных сотрудников, индивидуальных предпринимателей, работников посреднических фирм, которые рассматриваются Уголовным кодексом Российской Федерации как пособники преступления.

Коммерческий подкуп может осуществляться через посредников– подчиненных сотрудников, партнеров по бизнесу, специально нанятых лиц, которые также рассматриваются Уголовным кодексом Российской Федерации, как пособники преступления.

Гражданин, давший взятку или совершивший коммерческий подкуп, может быть освобожден от ответственности, если:

– установлен факт вымогательства;
– гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном.

Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки или коммерческом подкупе, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.

Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки или коммерческом подкупе рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (ст. 306).

Взятка может быть предложена как на прямую («если вопрос будет решен в нашу пользу, то получите………»), так и косвенным образом.

Некоторые косвенные признаки предложения взятки:

1.Разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь взяткодателя состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что при положительном решении спорного вопроса он передаст ему деньги или окажет какие-либо услуги; никакие «опасные» выражения при этом не допускаются.

  1. В ходе беседы взяткодатель, при наличии свидетелей или аудио, видеотехники, жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте).
  2. Сумма или характер взятки не озвучиваются; вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткополучателю.
  3. Взяткодатель может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом покинуть помещение, оставив при этом папку с материалами, конверт, портфель, сверток.
  4. Взяткодатель может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.

Признаки коммерческого подкупа аналогичны признакам взятки.

Ваши действия в случае предложения или вымогательства взятки

– вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем (взятковымогателем) либо как готовность, либо как категорический отказ принять (дать) взятку;

– внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);

– постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;

– не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткополучателю (взяткодателю) «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации;

– при наличии у Вас диктофона постараться записать (скрытно) предложение о взятке или ее вымогательстве.

Что следует вам предпринять сразу после свершившегося факта предложения или вымогания взятки?

  1. Доложить о данном факте служебной запиской руководителю Службы или территориального управления.
    2. Обратиться с устным или письменным сообщением о готовящемся преступлении в один из правоохранительных органов по месту Вашей работы или в их вышестоящие органы:

В случаях предложения или вымогательства взятки со стороны сотрудников органов внутренних дел, безопасности и других правоохранительных органов, Вы можете обращаться непосредственно в подразделения собственной безопасности этих органов, которые занимаются вопросами пресечения преступлений, совершаемых их сотрудниками.

  1. Попасть на прием к руководителю правоохранительного органа, куда Вы обратились с сообщением о предложении Вам взятки или ее вымогательстве.
  2. Написать заявление о факте предложения Вам взятки или ее вымогательстве, в котором точно указать:

– кто из должностных лиц (фамилия, имя, отчество, должность, учреждение) предлагает Вам взятку или вымогает ее;
– какова сумма и характер предлагаемой или вымогаемой взятки;
– за какие конкретно действия (или бездействие) Вам предлагают взятку или вымогают ее;
– в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная передача взятки;
– в дальнейшем действовать в соответствии с указаниями правоохранительного органа.

Вправе ли работодатель запретить муниципальному служащему заниматься иной оплачиваемой деятельностью?

В части 2 статьи 11 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон №25-ФЗ) указано, что муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено Законом №25-ФЗ.

В соответствии с данной нормой муниципальному служащему не требуется получать согласия у представителя нанимателя на выполнение иной оплачиваемой работы. Муниципальный служащий должен лишь письменно уведомить об этом представителя нанимателя.

Статьей 14 Закона №25-ФЗ установлены запреты, связанные с муниципальной службой. Так, муниципальному служащему запрещается:

- избираться или назначаться на государственную должность Российской Федерации либо на государственную должность субъекта Российской Федерации, а также на должность государственной службы;

- избираться или назначаться на муниципальную должность;

- избираться на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования;

- участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 1 статьи 14 Закона №25-ФЗ;

- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

- быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами;

- входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

- заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

При выявлении факта занятия муниципального служащего любым из вышеперечисленных видов деятельности работодатель вправе расторгнуть с ним трудовой договор на основании пункта 3 части 1 статьи 19 Закона №25-ФЗ.

Таким образом, работодатель не вправе запретить или каким-то образом влиять на принятие муниципальным служащим решения заниматься иной оплачиваемой деятельностью, которая не повлечет конфликта интересов и не связана с запретами для муниципальной службы, при условии своевременного уведомления.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно.

В дежурной части органа внутренних дел, приемной органов прокуратуры. Федеральной службы безопасности, таможенного органа или органа наркоконтроля Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме, при этом Вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение.

Вы имеете право получить копию своего заявления с отметкой о регистрации его в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем сообщение, и его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приема сообщения.

В правоохранительном органе полученное от Вас сообщение (заявление) должно быть незамедлительно зарегистрировано и доложено вышестоящему руководителю для осуществления процессуальных действий согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Вы имеете право выяснить в правоохранительном органе, которому поручено заниматься исполнением Вашего заявления, о характере принимаемых мер и требовать приема Вас руководителем соответствующего подразделения для получения более полной информации по вопросам, затрагивающим Ваши права и законные интересы.

В случае отказа принять от Вас сообщение (заявление) о даче взятки Вы имеете право обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях (районных, областных, республиканских, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, осуществляющую прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур.